У любого человека каждый день появляется необходимость сделать выбор и принять определенное решение. Обычно это происходит интуитивно. Как правило, мнение о человеке у нас складывается еще до того, как мы узнаем его получше, и так же инстинктивно мы предпочитаем сторониться незнакомцев. Как это работает, подробно рассказывается в книге Даниэля Канемана «Думай медленно. Решай быстро».
Об авторе
Профессор Даниэль Канеман из Принстонского университета известен как американский психолог, получивший Нобелевскую премию по экономике за то, что раскрыл механизм принятия решений, применив психологическую методику в экономической науке. В книге «Думай медленно. Решай быстро» он обстоятельно излагает механизмы формирования суждений, описывая причины принятия ошибочных решений и совершения неверных поступков.
Два режима мышления
Канеман утверждает, что у обычного человека мышление работает в двух режимах. Первый режим интуитивный. В нем практически нет контроля, решения принимаются быстро, на эмоциях, спонтанно. С точки зрения энергозатрат он самый экономный и называется быстрым мышлением. Психолог считает, что такое мышление является наследием наших далеких предков, которые для выживания должны были принимать решения быстро, без лишних раздумий. А осознанный выбор, концентрация и самоконтроль начинаются, когда включается медленное мышление. Оно появилось в процессе эволюции для того, чтобы решать сложные задачи. Это главное и, пожалуй, его единственное преимущество, поскольку работает оно тяжело и лениво. Каждое из этих мышлений включается по очереди, время от времени доминируя и формируя наше поведение.
Что может быстрое мышление
Быстрое мышление срабатывает мгновенно, для его включения не требуется больших усилий, сложных мыслительных процессов, а лишь наши внутренние психологические установки и навыки. Этот тип мышления отвечает за наши впечатления и чувства, оно первым реагирует на окружающий мир, вызывая определенные эмоции: радость, восхищение, отвращение или страх. Но когда быстрое мышление не справляется с оценкой ситуации, то мозг переключается на более глубокие пласты сознания, включая медленное мышление.
Что может медленное мышление
Медленное мышление постоянно взаимодействует с быстрым, которое является источником информации в виде мыслей, эмоций, предчувствий, интуитивных умозаключений. Его главная задача – контролировать, обрабатывать то, что предлагает быстрое мышление, включаться, когда мы понимаем, что близки к тому, чтобы совершить ошибку. Проблема в том, что оно предпочитает оставаться в режиме минимальных усилий, перехватывая управление лишь в случае трудностей. Но мы не всегда сразу понимаем, что нужно остановиться, включить мозг и подумать.
Ошибки быстрого мышления
Конечно, большую часть времени у нас нет серьезных проблем, и, кажется, что нам не требуется переходить на медленное мышление. Поэтому быстрое мышление склонно к сбоям в системе. К сожалению, его невозможно отключить, чтобы избежать ошибок. Предотвратить просчеты можно лишь тогда, когда медленное мышление полностью включится в работу, не допуская действия на нас обманчивых эффектов. Их описания подробно и в большом количестве представлены в книге. Мы расскажем про самые распространенные.
Эффект поспешных выводов
Это одна из самых распространенных ошибок, когда мы оцениваем другого человека, руководствуясь лишь первым впечатлением. В действительности, чтобы хорошо узнать человека, мы должны накопить впечатления о нем. Но быстрый мозг лениво истолковывает только то, что первое пришло на ум при знакомстве. Чтобы не стать жертвой этого эффекта, Канеман советует научиться не руководствоваться первыми ощущениями.
Эффект правдоподобности
Многие из нас доверяют своей интуиции, стараясь избегать усиленной умственной работы. Быстрое мышление предпочитает в качестве правильного принимать первый правдоподобный ответ. Поэтому, если люди хотят верить во что-то, им достаточно для этого нескольких не самых сильных аргументов.
Эффект легкого вопроса
Так же работает эффект легкого вопроса. Если нашему мозгу кажется, что заданный вопрос слишком сложный, он автоматически подыскивает в нашей памяти похожий, но более легкий вопрос и отвечает на него, производя таким образом замену.
Эффект повторения
Сила этого эффекта заключается в том, что нам не всегда удается отличить ощущение чего-то знакомого от истинного. Для запуска механизма узнавания используют частые повторения. Именно по такому принципу работает реклама, которая за счет повторений заставляет людей поверить, что они уже сделали выбор в пользу рекламируемого товара.
Эффект легкости
К сожалению, даже правдивой информации не всегда верят. А все потому, что у людей больше доверия вызывают сообщения легкие, простые и запоминающиеся. Поэтому рекламщики делают свои тексты максимально читабельными. И важно, чтобы сообщение органично встраивалось в убеждения аудитории. Для этого необходимо включить логику и правильный ассоциативный ряд, а также вложить в уста тех, кому мы доверяем. Поэтому больший отклик получает та информация, которую нам сообщают раньше и убедительнее других при участии авторитетного человека.
Справка о компании:
QNET ― крупная международная компания, которая предлагает широкий ассортимент продуктов для поддержания здорового образа жизни и товары из премиум-сегмента. Бренд QNET основан в Гонконге в 1998 году. Дистрибуция осуществляется более, чем в 100 странах. Компания является членом Ассоциации прямых продаж в Малайзии, Сингапуре, на Филиппинах и в Индонезии. Являясь лидером в области прямых продаж на восточном рынке, QNET придерживается активной социальной позиции, регулярно участвует в благотворительных программах, оказывает поддержку малоимущим, а также является спонсором ФК Манчестер Сити.