Директор Московской школы практической психологии при Московском институте психоанализа, кандидат психологических наук Гули Базарова рассказала, почему сеть переполнена отрицательными отзывами о товарах, услугах, специалистах. Руководитель по маркетингу и PR в России и СНГ международной компании прямых продаж QNET Ирина Полякова указала на причины негатива, с которым сталкивается ее индустрия.
По словам Гули Базаровой, пользователи интернета больше верят отрицательным высказываниям, чем откликам со знаком плюс, хотя и те, и другие крайне сложно проверить на истинность. На это есть ряд поведенческих причин.
Во-первых, действенность товара и услуги, заявленная производителем, представляется потребителям не из ряда вон выходящим явлением, а нормой. По той же причине, например, СМИ не сообщают, сколько самолетов благополучно приземляются каждый день в аэропорту. Дескать, так и должно быть. Но если с лайнером что-то случится, то с этого сообщения начнутся телевизионные выпуски, он попадет на первые полосы газет. По этой же причине покупатель, если остался недоволен приобретением, в красках расскажет, что не так с вещью и как она испортила ему настроение. Как правило, на 10 жалоб в сети приходится лишь одна благодарность, и многие компании даже стали поощрять тех клиентов, которые оставляют свои позитивные комментарии.
Вторая причина кроется в том, что всем понравиться невозможно. Даже у святого найдутся злопыхатели. Достаточно вспомнить, как мать Терезу критиковали за низкое качество медицинской помощи.
Разнообразие вкусов предопределяет диаметрально противоположные взгляды на одного и того же специалиста, товар, услугу. Как говорится, сколько людей, столько и мнений.
Третий аспект, который выделяет Гули Базарова, – это тренды интернета. В них – желание блогеров «поймать хайп», попиариться на скандалах ради популярности. Они раздувают тему, провоцируют, чтобы на них подписались новые интернет-пользователи. Такой контент может становиться рычагом давления на компанию или персону. Личными фотографиями и видео нередко шантажируют знаменитостей. Достаточно вспомнить историю с капитаном сборной России по футболу Артемом Дзюбой. За то, чтобы не сливать в сеть его интимное видео, у спортсмена вымогали 5 млн долларов.
Ответами на вопрос, почему индустрия прямых продаж встречает много негатива, поделилась руководитель по маркетингу и PR в России и СНГ международной компании прямых продаж QNET Ирина Полякова. Эксперт отмечает, что обилие отрицательных высказываний связано с открытостью отрасли. По сути, индустрия дает возможность всем желающим попробовать себя в сетевом бизнесе. Как и в любой сфере, будут те, кто найдет в ней себя, и те, кто разочаруется, понадеявшись на легкие деньги. С последними сталкивается любая компания прямых продаж. Не желая признавать свои ошибки, те, кому не хватило терпения, трудолюбия и упорства или просто не повезло, нередко перекладывают ответственность на других, винят коллег, компанию, требуют возврата денег, которые вложены в бизнес, и пишут гневные «разоблачения».
Ирина Полякова обращает внимание, что технологическая природа интернета позволяет накручивать как лайки, так и дизлайки. Критика может быть оплачена конкурентом, поэтому есть сомнения в достоверности таких высказываний, особенно анонимных. По этой причине Независимые Представители QNET, чтобы быть максимально открытыми, в роликах и в постах, которые они публикуют в социальных сетях, называют свое имя и фамилию, открыто рассказывают о своем опыте, поражениях и победах. Их истории, рассказанные от первого лица, позволяют напрямую ознакомиться с индустрией прямых продаж.
Справка о компании:
QNET ― крупная международная компания, которая предлагает широкий ассортимент продуктов для поддержания здорового образа жизни и товары из премиум-сегмента. Бренд QNET основан в Гонконге в 1998 году. Дистрибуция осуществляется более, чем в 100 странах. Компания является членом Ассоциации прямых продаж в Малайзии, Сингапуре, на Филиппинах и в Индонезии. Являясь лидером в области прямых продаж на восточном рынке, QNET придерживается активной социальной позиции, регулярно участвует в благотворительных программах, оказывает поддержку малоимущим, а также является спонсором ФК Манчестер Сити.