300 тысяч лет назад предок человека взял в руки камень и превратил его в эффективное орудие труда. Так началась эпоха Homo Sapiens – разумных существ, которые умеют ставить перед собой конкретные цели и добиваться их.
Но уметь – не всегда значит делать. Большинство живущих в XXI веке людей до сих пор дрейфуют в океане возможностей без мотора и паруса, запутываясь в водорослях нечетких желаний и непонятных перспектив. Нам не хватает осознанного понимания собственных целей, мотивации и умения раскладывать все по полочкам.
Исправить эту безрадостную картину и встать за штурвал своей жизни нам помогут два проверенных метода целеполагания: GROW и SMART. Смысл в том, что грамотная, рациональная постановка цели – это уже половина успеха. Необходимо научиться работать с целью: видеть ее объемно, структурировать шаги на пути к ее достижению, задавать себе правильные вопросы и таким образом «приручать» даже самые смелые замыслы. Превращать хаос в порядок.
GROW и SMART как рабочие модели мозгового штурма появились на Западе в начале 80-х в сфере профессионального коучинга, а затем пришли в повседневную жизнь. Давайте разберемся, как ими пользоваться, чтобы все получалось.
GROW
Эта вдохновляющая аббревиатура – названия четырех основных этапов целеполагания:
G – Goal (Цель);
R – Reality (Реальность);
O – Opportunities (Возможности);
W – Will (Намерение).
Работать с данной схемой надо в стиле Шерлока Холмса: с помощью дедукции переходить в своих рассуждениях от общего к частному. Сначала поставить глобальную цель, а затем поэтапно логически «спускаться», раскрывая шаги к ее достижению. В итоге мы радостно приходим от пугающего и огромного к понятному и вполне достижимому.
Например, вы хотите преуспеть в прямых продажах. Это ваша цель – goal. На данном этапе она может звучать немного размыто и сумбурно, но главное – она уже есть, мы дали ей имя (спойлер: грамотно конкретизировать цели мы научимся чуть ниже с помощью метода SMART). Цель – это ваша точка Б, в которую из точки А выезжает скоростной поезд.
Переходим к точке А – к reality. Проводим мысленную «инвентаризацию» нынешней реальности: а где я нахожусь сейчас? Насколько далеко я от намеченной цели? Опишите обстановку как можно конкретнее и понятнее: чем именно вы торгуете, кто ваши клиенты, каких духовных принципов вы придерживаетесь. Все это поможет вам перейти к следующему пункту.
Opportunities – это вообще все, что вы можете сделать по данному вопросу. Не стесняйтесь абсурдных идей, записывайте все, что приходит в голову: лишнее отфильтруете позже. Главный вопрос данного этапа: что делать? Куда идти, с кем советоваться, какую группу регистрировать в соцсетях, какие книги читать?
Как только вы подробно ответите себе на предыдущие вопросы, в вашем сознании появится освещенный прожекторами путь к неизбежному успеху. Will – это его величество осознанное намерение, конкретные и практические действия. Что я сделаю прямо здесь и сейчас? Вы честно и подробно расписали свою цель, реальность и возможности, осталось лишь шагнуть вперед. Надевайте удобную обувь.
SMART
Здесь мы снова видим яркую перспективную аббревиатуру, однако на этот раз она описывает не шаги к достижению цели, а характеристики самой цели как таковой. Почему нам бывает так сложно правильно сформулировать цель? Почему большинство людей застревают на этапе Goal? Потому что мы не разбираем ее на «запчасти», не прогоняем через обязательный список параметров. Вот эти параметры:
S – Specific. Цель должна быть максимально конкретная;
M – Measurable. Ее можно измерить (в деньгах, клиентах, килограммах и т.д.);
A – Achievable. Достижимая для вас и ваших объективных возможностей цель;
R – Realistic. Мы не проваливаемся в омут иллюзий, а ставим реалистичные цели;
T – Time-bounded. У вас есть четкие временные сроки, и вы их обозначаете.
Метод SMART помогает «низвести» абстрактную и далекую цель до простых и понятных форм. Не «я хочу стать богатым», а «к 2022 году получить должность директора по развитию с окладом 200 тысяч рублей». Не «полететь в космос», а «вступить в отряд космонавтов, для этого пройти испытания». Не «обрести финансовую свободу», а «стать Независимым Представителем компании». Вы должны говорить на одном языке со своей целью и не бояться ее ответов.
Познакомьтесь со своей целью, посмотрите на нее со всех возможных сторон. Выпейте с ней чашечку кофе и задайте как можно больше провокационных вопросов. Не стесняйтесь: смотрите своей цели прямо в глаза и не моргайте, ведь у вас общее и многообещающее будущее. Как только вы перейдете на «ты», она сама подскажет дальнейшие действия.
Когда у человека появляется цель, он обретает внутренний компас и паруса, использует себе во благо даже боковой ветер и штормовые волны. Он уже не просто человек разумный, он – человек целеполагающий.
Справка о компании:
QNET ― крупная международная компания, которая предлагает широкий ассортимент продуктов для поддержания здорового образа жизни и товары из премиум-сегмента. Бренд QNET основан в Гонконге в 1998 году. Дистрибуция осуществляется более, чем в 100 странах. Компания является членом Ассоциации прямых продаж в Малайзии, Сингапуре, на Филиппинах и в Индонезии. Являясь лидером в области прямых продаж на восточном рынке, QNET придерживается активной социальной позиции, регулярно участвует в благотворительных программах, оказывает поддержку малоимущим, а также является спонсором ФК Манчестер Сити.